ENG

Перейти в Дзен
Финансы

Мобильных операторов спасут новые финансовые сервисы

Охват населения России мобильной связью огромен и не уступает показателям развитых экономик Запада. Поэтому новыми сервисами «традиционной» голосовой связи уже никого не удивишь; особо не удивишь и интернет-услугами. Свои надежды руководство мобильных операторов возлагает на принципиально новые финансовые сервисы, которые могут составить конкуренцию существующим электронным платежным системам.

© Сергей Хрушков / Фотобанк Лори

Финансовые услуги — относительно новый вид сервисов мобильных операторов в России. Примерное время начала их предоставления относится к концу нулевых годов, то есть этому комплексу сервисов идет уже седьмой год — в то время как мобильная связь появилась в России во второй половине 90-х. Пионерами, как нетрудно догадаться, была «большая тройка» (Билайн, МТС, МегаФон), запустившая мобильную коммерцию и денежные переводы к 2010 году. Позже к этим операторам присоединился молодой, но быстро наращивающий долю на рынке по количеству абонентов оператор Теле2.

По информации Антона Мордвинцева, основателя и генерального директора платежной компании InPlat, на данный момент операторы активно развивают следующие сервисы:

  • Мобильная коммерция. Осуществление платежей или денежных переводов со счета телефона является сейчас основной составляющей дохода от финансовых услуг операторов. Ежемесячный оборот составляет 1-1,5 млрд рублей, средняя доходность операторов — 5-7%. Основные категории, в рамках которых проходят платежи, — денежные переводы, социальные сети, онлайн-игры, благотворительность. Сервис мобильной коммерции был запущен одним из первых, и на текущий момент обороты фиксированы. Развитие происходит за счет подключения новых проектов, зарубежных сервисов, выхода в оффлайн и новые категории онлайн-ритейла.
  • Развитие собственной операторской банковской карты или кошелька. Каждый из 4-х операторов на текущий момент запустил собственную или партнерскую банковскую карту, МТС запустил и развивает свой кошелек. Операторы делают ставку на сервис в рамках финсовых услуг. Доходность этих сервисов значительно ниже, но обороты существенно растут и по объемам уже выше мобильной коммерции.
  • Кредитование. На текущий момент работают сервисы микрокредитов в МТС и Билайне, однако сколько-нибудь значимых результатов не показывают. Кредитование также используется для операций в мобильной коммерции. В будущем сервисы кредитования могут иметь потенциал в рамках развития банковских карт оператора: используя большой объем данных по абонентам, операторы могли бы создать конкурентный сервис на финансовом рынке.
  • Финансовый маркетплейс. Предоставление собственных и партнерских услуг на витринах оператора. Каждый из операторов сейчас предлагает абонентам интернет-сервисы для оплаты товаров и услуг, совершения денежных переводов. Также появляются совместные и партнерские продукты — например, продажа страховых полисов; возможно, скоро мы увидим новые совместные проекты.
  • Финансовые услуги в оффлайн точках продаж операторов. Основной сервис — денежные переводы, также операторы развивают партнерские продажи прочих финансовых услуг.

Представители операторов, как правило, положительно оценивают финансовые результаты введения услуг такого рода.

Например, как сообщил «Инвест-Форсайту» директор по финансовым продуктам и сервисам ПАО «ВымпелКом» Виктор Шкипин: «В 2016 году «Билайну» удалось вырасти на рынке финансовых сервисов на 20% и увеличить доходы от таких услуг более чем на 30%. В значительной степени этого удалось добиться за счет стратегических партнерств с Apple, Google и Microsoft, которые позволяют клиентам совершать оплату в удобной для них форме со счета телефона. Кроме того, продолжает расти популярность денежных переводов в страны СНГ (за прошедший год доля «Вымпелкома» в этом сегменте выросла в два раза), а также различных страховых продуктов, наиболее популярным из которых является страховка нового оборудования».

Вместе с тем представители компаний, конкурирующих с мобильными операторами на рынке платежных систем, зачастую придерживаются, наоборот, довольно пессимистичной точки зрения на мобильные финансовые сервисы.

Так, Анна Герман, заместитель генерального директора сервиса электронных платежей Platron, считает: «Финансовые сервисы мобильных операторов уже не так популярны. В свое время мобильные операторы выпустили продукт «мобильный платеж», какое-то время он пользовался успехом, но ограничения по сумме платежа, плюс то, что люди не держат много денег на балансе мобильного телефона, а также большой рост эмиссии банковских карт увел этот метод в непопулярные».

Возможно, ситуация, о которой говорит Герман, вызвана тем, что также сыграла свою роль завышенная стоимость данной услуги. Следует отметить, что услуга по списанию рекуррентных платежей (автоплатежей) также оказалась неудобной, так как для ее подключения требуется отдельное согласование, а ставка значительно выше, чем при платежах другими методами.

Поэтому в такой довольно непростой ситуации мобильным операторам жизненно необходимо изобретать новые виды финансовых сервисов. Дело в том, что общий рынок традиционной мобильной коммерции стагнирует.  Между тем, некогда популярные мобильные финансовые сервисы отступают перед лицом банковской карты: все больше россиян оплачивают сервисы и услуги в интернете банковскими картами, а не со счета мобильного, перевод средств с одной сим-карты на другую также уступает место переводам с карты на карту и переводу со счета на счет в мобильных приложениях.

В связи с этим можно отметить как потенциально удачную принципиально новую услугу от МТС — «Кошелек МТС Деньги», запущенный 13 января 2017 года. Новый сервис включает счет электронных денежных средств, доступ к которому возможен посредством приложения для смартфонов с операционными системами ОС iOS 7.1, Android 4.1. и выше, а также с сайта www.dengi.mts.ru.  На сегодня это первый электронный кошелек, выпущенный российскими мобильными операторами, по функциональности не отличающийся от таких аналогов, как, например, «Яндекс.Деньги».

Основной конкурент МТС, «Билайн», тоже не отстает в борьбе за клиента на поприще финансовых сервисов.

Как сказал Виктор Шкипин: «Мы идем навстречу клиентам и именно поэтому запустили для пользователей мобильного приложения «Мой Билайн» возможность осуществлять переводы всего за 1%. Кроме того, мы запустили несколько новых сервисов, которые позволяют в один клик оплачивать небольшие расходы со счета мобильного — незначительные задолженности перед банками, штрафы и так далее, а также запустили первый пилот по оплате услуг такси с помощью мобильного. Отдельно хочется выделить Карту «Билайн», которая полноценно работает как обычная кредитная или дебетовая карта MasterCard, при этом обслуживание и выпуск карты, смс-информирование абонентов осуществляются бесплатно, кэшбэк на покупки составляет от 1% до 5%, а средства от 5 до 50 тысяч рублей можно снять в любом банкомате без комиссии. Кроме того, обладателям карты начисляется процент на остаток средств до 8% годовых с выплатой раз в месяц. Размер процента зависит от суммы, которая хранится на счете; рассчитывается тот на ежедневной основе. Таким образом, на рынке появилась карта-маркетплейс: в одном куске пластика клиент получает набор лучших предложений от различных банков».

Антон Мордвинцев, основатель и генеральный директор платежной компании InPlat, считает, что доля доходов от финансовых услуг у мобильных операторов будет расти.

«На текущий момент стандартные сервисы связи остановились в росте, и, безусловно, операторам интересно привлекать абонентов к новым финансовым сервисам. Тем самым они повышают в том числе основные показатели — ARPU. Пока доля финансовых услуг в доходе оператора не столь значительная, но она растет и, безусловно, будет положительно влиять на капитализацию компании».

Вместе с тем, по мнению Анны Герман, пока нет ясности, какие именно решения оптимальны:

«В настоящий момент сказать, какой продукт необходим для развития финансовых сервисов, трудно. Необходимо дать решение, которое будет конкурентноспособно с уже успешно работающими на рынке методами».

Автор: Роман Мамчиц

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья