ENG

Перейти в Дзен
Стартапы

Новые грани реальности: что предлагают разработчики VR-устройств

«Суррогат» — так называется проект комплекса для виртуальных военных учений. Министерство обороны планирует, что на нем будут обучаться военнослужащие ВМФ, а в программу подготовки десантников включены виртуальные прыжки с парашютом. Технологии виртуальной реальности входят во все сферы жизни. 

© Syda Productions / Фотобанк Лори

На Петербургском международном экономическом форуме представлены итоги первого в России масштабного исследования востребованности технологий VR в российской экономике. Проект реализован участниками VR-Консорциума: компанией «Крок» и Институтом современных медиа (MOMRI) совместно c порталом «Вести Экономика». Из опроса руководителей и топ-менеджеров более 200 крупнейших российских компаний, выяснилось, что четверть предприятий уже внедряют VR; 41% опрошенных ответили, что, хотя технологии виртуальной реальности на практике в их бизнесе пока не применяются, они знакомы с примерами такого внедрения в других компаниях. Об использовании VR в бизнесе не слышали 35% респондентов. Большая часть предприятий, уже работающих с VR и AR технологиями, представляет реальный сектор экономики (машиностроение, добыча и переработка полезных ископаемых, энергетика). В число основных сфер внедрения технологий вошли обучение персонала, проектирование и маркетинг. Это означает, что в самое ближайшее время на российском рынке увеличится доля VR-проектов в корпоративном сегменте и возрастет спрос на VR-устройства и профессиональные системы визуализации.

Новая сфера активно привлекает разработчиков: только в 2016 году на российском рынке, по информации Ассоциации дополненной и виртуальной реальности, появились более 40 самостоятельных проектов, большая часть из которых привлекла инвестиции $15-30 тыс. В основном, стартапы заняты созданием контента; на разработкe «железа» сосредоточены единицы. «Инвест-Форсайт» познакомился с некоторыми отечественными проектами.

Без головокружения от успехов

В 2010 году Андрей Десятов и Петр Севостьянов основали свою первую совместную компанию Nettle, которая занималась разработкой голографических столов NettleBox. Это было b2b-решение для красочных презентаций, которое позволяло делать высокоточный голографический макет любых объектов — гостиниц, АЭС… Со временем у основателей стартапа возникло желание создать устройство не только для бизнеса, но и для массового пользователя. Так в 2015 году появилась компания Antilatency, и часть команды, которая занималась разработкой NettleBox, стала заниматься разработкой ALT: Antilatency tracker.

По сути устройство представляет собой дополнение к шлемам виртуальной реальности (других производителей), позволяющее компенсировать задержку в их работе.

Позиционный трекер для систем виртуальной и дополненной реальности определяет положение пользователя в пространстве, ориентируясь по инфракрасным меткам, и имеет механизмами компенсации временной задержки. Обычная аппаратная задержка устройства виртуальной реальности составляет 2 мс, но алгоритм предсказывает положение пользователя на 30 миллисекунд. Такая характеристика позволяет наслаждаться виртуальной игрой без каких-либо задержек и избавиться от головокружений, которые возникают, если изображение запаздывает. В основу нового девайса легли технические наработки, использовавшиеся при создании NettleBox, в том числе собственная микрокамера.

«Самым сложным для нас оказалось решить задачу, как сделать устройство максимально удобным и незаметным, чтобы не мешать пользователю во время „погружения“. Для этого нам пришлось решить множество математических задач, уменьшить аппаратную, и за два года мы создали несколько различных версий. В итоге мы пришли к идее модульного дизайна и разделили трекер на две части. Внутри первой находятся основные комплектующие: оптическая система, обработка изображения, акселерометр, гироскоп и радиосвязь. Вторая часть — это заменяемые модули, которые можно выбрать в зависимости от потребности пользователя и адаптировать устройство под разные цели», — говорит Андрей Десятов.

Девайс можно подключать к GearVR, Cardboard, игровому контроллеру. Также задняя часть может выступать в качестве батарейки: модуль с аккумулятором подключается к передней части, и гаджет становится беспроводным.

По словам разработчиков, с января 2015 года в новый проект было вложено около $550 000. Деньги на R&D получали от первого бизнеса: продажи и аренды голографических столов, а также разработки контента для них. Многие инвесторы проявляли интерес к разработке трекера, но наиболее подходящие для Antilatency условия сделки предложил ФРИИ. Фонд развития интернет инициатив инвестировал в компанию 120 миллионов рублей на seed-раунде при оценке ее в более чем в 533 млн руб.

Для пользователей стоимость ALT стартует от $100, но пока устройство купить нельзя. Раньше всех девайс смогут получить 20 наиболее интересных проектов, все остальные смогут заказать DevKit (комплект для разработчиков) после выхода на KickStarter в августе 2017 года.

От «железа» к софту

В 2013 году казанский интернет-предприниматель Илья Флакс загорелся идеей сделать виртуальную реальность доступной каждому. На тот момент существовал лишь прототип современного Oculus в виде громоздкого и неудобного шлема для ПК. Предприниматель с командой проанализировал, что нужно для погружения в виртуальность, и понял, что все необходимое есть в большинстве современных смартфонов. Так появилась идея создать мобильный шлем виртуальной реальности; на их основе и родился Fibrum.

«Первые образцы печатались на 3D-принтере, а линзы приматывались скотчем. Но уже через год на конференции в Казани Fibrum представил первый российский шлем виртуальной реальности Fibrum Pro. Google с его Cardboard опередил нас всего на несколько месяцев», — вспоминает директор по маркетингу и PR компании Fibrum Оксана Веселова.

За несколько лет отечественный шлем эволюционировал в полноценный гаджет, который сегодня можно приобрести в Германии (Media Markt, Saturn, Gravis), Испании (Media Markt, Rossellimac), странах Восточной Европе (Alza), Гонконге (HMV) и США (Bluwire, Fry’s Electronics). В России стоимость шлема Fibrum Pro — около 5 тысяч рублей. Вместе с тем стартап продолжал поиски в сфере виртуальной и дополненной реальности. Объем инвестиций представители компании не раскрывают, но осенью 2016 года РБК оценил вложения в $3 млн.

«В течение нескольких лет мы экспериментировали с форматами, пробовали и создавали различные AR/VR продукты. На счету Fibrum несколько десятков мобильных VR-приложений, первый в России шутер в виртуальной реальности The Raid, уникальные открытки и раскраски дополненной реальности, а еще более 30 успешных b2b-проектов», — рассказывает Веселова.

В этом году в истории компании произошел переломный момент: было принято решение сосредоточиться на чем-то одном в огромной сфере AR/VR, выбрать то направление, с которым Fibrum будет ассоциироваться в дальнейшем.

Отчасти поводом для этого стало повышение активности китайских производителей cardboard-like шлемов (по сути, дешевых крепежей для смартфона). По словам Оксаны Веселовой, на рынке много товаров из Поднебесной, они дешевы и не отличаются высоким качеством. Поскольку среднестатистический покупатель не знает, чего ждать от виртуальной реальности, то не готов тратить на это много денег.

«Fibrum Pro представлен в совершенно другом ценовом сегменте. Его основную стоимость составляет софт и уникальные VR-приложения, бесплатный доступ к которым покупатель получает вместе со шлемом. Но для потребителя эта выгода неочевидна. Поэтому мы переключились с производства шлемов на разработку качественного VR-контента, которого на рынке действительно не хватает. Шлемы есть, а смотреть в них нечего», — подчеркивает Оксана Веселова.

У Fibrum есть успешный опыт сотрудничества в качестве поставщика софта с производителями других гаджетов. Например, совместно с крупной сетью электроники Falabella в Чили и Перу было продано порядка 14 000 шлемов сторонних производителей с кодами доступа к приложениям Fibrum.

Сейчас команда «Фибрум» работает над новым проектом, который называется Desirium. Это единое приложение, использование которого подарит много ощущений и эмоций, порой не доступных в повседневной жизни. Пользователей ждут прыжок с парашютом, погружение под воду, хоррор в заброшенном доме и релакс на пляже.

Картонные инвестиции и шлем от страха

Желание погрузиться в виртуальную реальность с головой, но неготовность платить за это серьезные деньги, сыграла на руку проекту BoxGlass. Стартап из Ижевска родился в погоне за Google. После презентации VR-очков Google Cardboard Игорь Мельников, Дмитрий Демаков и Александр Копанев, прежде не имевшие отношения к виртуальной реальности, загорелись идеей создать российский аналог, который, в отличие от американской «коробки с линзами для смартфона», не нужно было собирать самим. Первые BoxGlass стоимостью 600 рублей были сделаны из упаковки из-под пиццы. Усовершенствованная картонная модель осталась по цене такой же, а пластиковые очки с возможностью персональных настроек стоят сейчас около 5 тысяч рублей.

Однако наладить собственные продажи в b2c-сегменте стартап не смог, выход нашли, предложив брендирование VR-очков различным компаниям. На b2b-продажи приходится 90% выручки. В клиентах BoxGlass — Пушкинский музей, «Яндекс», казахский Burger King… Всего в 2016 году молодая компания реализовала 35 тысяч очков, в нынешнем же планирует довести число до 150 тысяч. Одновременно с этим ижевская команда занимается разработкой устройств из других материалов, фокусируясь в том числе на производстве собственной оптики, и разрабатывает контент. Первыми клиентами станут также корпоративные клиенты — застройщики заинтересованы в демонстрации будущих квартир потенциальным покупателям.

В лаборатории виртуальной реальности HackSpaceVR, расположенной в кампусе Московского технологического института, можно окунуться в виртуальную реальность с помощью NVR-шлема. Однако этот шлем, презентованный осенью 2015 года, имеет не только развлекательную функцию. Совместная разработка ученых вуза из команды NVR и специалистов немецкой компании Science Idea Games — нейроинтерфейс — позволяет проанализировать состояние мозга человека, надевшего шлем, и управлять этим состоянием. Так, основатель стартапа Артем Рогов говорит о возможности использовать шлем для снятия стресса у тяжелобольных (в том числе раком) людей. По мнению Рогова, в будущем шлем виртуальной реальности можно будет использовать для лечения фобий и иной психотерапии. Сегодня приобрести устройство можно за 23 900 рублей.

Новая реальность в подарок

В 2017 году в мире будет продано более 5 млн VR-устройств. Российский сегмент выглядит гораздо скромнее. Директор Центра виртуальной реальности компании «Крок» Александр Леус полагает, что среди разработок российского происхождения можно выделить так называемые VR-движки, которые успешно себя зарекомендовали как на отечественном рынке, так и в ряде зарубежных стран.

«Помимо этого, российские производители преуспели в создании проекционных экранов с высоким качеством изображения. Такой экран мы используем в профессиональной VR-системе, которую предлагаем строителям и проектировщикам для задач детальной технической визуализации», — говорит Леус.

По его мнению, движущей силой рынка выступает стремление компаний оптимизировать технологические и бизнес-процессы с помощью VR-технологий. Например, благодаря внедрению систем визуализации в сфере промышленного проектирования, конструкторы и инженеры на порядок могут сократить время согласования проекта и ускорить время принятия конструкторских решений. На производственных предприятиях VR применяется для обучения персонала в ходе отработки действий в нештатных ситуациях или при освоении навыков работы с технически сложным оборудованием. Среди сдерживающих факторов рынка можно выделить отсутствие на рынке достаточного количества квалифицированных специалистов, способных внедрять и обслуживать профессиональные VR-системы.

Рынок будет все быстрее развиваться: по оценкам аналитиков компании IDC, мировой рынок «реальностей» в ближайшие годы вырастет в 30 раз — до $162 млрд.

Автор: Анна Орешкина

Сохранить

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья